Мухаматчина Наталия Александровна

Консультация для воспитателей

Проектирование - комплексная деятельность, участники которой

автоматически (без специально провозглашаемой дидактической

задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и

представления о различных сферах жизни: производственных,

личных, социально-политических.

Участие в проектировании ставит детей и педагогов в позицию, когда

ребенок сам разрабатывает для себя и других новые условия, то есть.

Изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами,

проектирование выступает как принципиально иная, субъектная, а не

объектная (исполнительская) форма участия в жизни.

Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в

то же время коллективного творчества, в процессе которого интенсивно

развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений,

умению выстраивать из частей целое.

Выделяют четыре отличительные черты проектного метода:

- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего

дня.

- детские проекты как бы копируют различные стороны бытия.

- дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее

выполняют.

- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных

задач и их выполнение.

Таким образом, проектирование – одно из средств

социального и интеллектуального творческого саморазвития

всех субъектов образования (и детей, и взрослых)

Технология проектирования.

Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не

всегда понятным взрослым. Дошкольник стремится к активным

действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям, то есть

проявляют субъективность. Н.Н. Поддъяков выделил два типа детской

активности:

- собственную, полностью определяемую самим малышом,

- детерминированную его внутренним состоянием, стимулируемую

взрослым.

Реализовать принцип оптимального соотношения между развитием,

детерминированными действиями взрослого и саморазвитием,

обусловленным собственной деятельностью ребенка, позволяет

технология проектирования, когда соотношение «ребенок – взрослый»

строится на соучастии.

Используя эту технологию, педагог ведет ребенка постепенно:

наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней,

затем партнерство и, наконец, сотрудничество. Соучастие в

деятельности – общение «на равных», где никто не указывает, не

контролирует, не оценивает. Внедрение технологии проектирования в

практику предоставляет возможность педагогу гуманизировать

обучение и воспитание дошкольника, реализовать идею о самоценность

личности ребенка.

В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или

исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до

получения результата, атакже как эксперт.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. В

младшем возрасте он преимущественно наблюдает за деятельность

взрослых, в среднем - эпизодически участвует и осваивает роль

партнера, в старшем – переходит к сотрудничеству.

Типы проектов в ДОУ

Типы проектов отличаются разнообразием. Предлагается следующий

вариант типологии проектов:

1.По доминирующему методу: исследовательские,

информационные, творческие, игровые, приключенческие,

практико-ориентированные.

2.По характеру содержания включают ребенка и его семью,

ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка,

общество и его культурные ценности.

3.По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт,

исполнитель, участник от зарождения идеи до получения

результата.

4.По характеру контактов: осуществляется внутри одной

возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой,

внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры,

общественными организациями (открытый проект)

5.По количеству участников:: индивидуальный, парный,

групповой и фронтальный.

6.По продолжительности: краткосрочный, средней

продолжительности и долгосрочный.

Виды проектов.

1.Информационные проекты. Цель такого проекта: - сбор

информации о каком-либо объекте, явлении, ознакомление с ней

участников, а затем анализ и обобщение наблюдаемых фактов.

Структура информационного проекта: получение и обработка

информации, результат (доклад, альбом с рисунками и

фотографиями), презентация.

2.Творческие проекты. Они не имеют детально проработанной

структуры совместной деятельности участников. Она только

намечается и далее развивается, подчиняясь конечному

результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети

договариваются о форме представления результатов (сказка,

фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако

оформление результатов проекта требует четко продуманной

структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

3.Игровые проекты. Структура игровых проектов только

намечается, участники принимают на себя поставленные роли,

обусловленные характером и содержанием. Это могут быть

литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие

социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

4.Практико-ориентированные проекты. Их отличает четко

обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные

интересы результат деятельности участников. Эти проекты

требуют хорошо продуманной структуры и организации работы на

отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение

результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

5.Открытые проекты. Наиболее распространено проектирование

внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не

испытывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие

возможности и социальные качества друг друга. Однако

замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой

возрастной группой необходимы ребенку для его социального

развития, расширения сферы общения. Участие в совместном

проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями.

6.Индивидуальные и коллективные проекты.

Индивидуальный проект выполняется автономно, предназначен

для обогащения культурного опыта ребенка, с его помощью

отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении

проблемы. Ценность индивидуального проектирования

неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу,

переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со

сверстниками и взрослыми. Формированию у дошкольников

устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует

постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию

общих работ. Поэтому для детского развития необходимы

парный, групповой, фронтальный проекты.

Структура проекта.

1.Тип проекта. Определяется по доминирующей в проекте

деятельности (исследование, творчество, игра), по содержанию, по

числу участников, по времени проведения, по характеру контактов

(внутри ДОУ…)

2.Актуальность проблемы.

3.Цель проекта.

4.Задачи проектной деятельности.

5.Обеспечение проектной деятельности.

a.Методическое.

b.Материально-техническое

c.Диагностико - дидактическое.

6.Предполагаемый результат.

7.Предмет экспериментального исследования: педагогические

условия, необходимые для эффективного использования

спортивного оборудования на занятиях, в совместной и

самостоятельной детской деятельности.

8.Гипотеза проекта: если создать территорию здоровья, то

становится возможным…

9.Методы проекта (познавательно-игровые занятия, сказки,

наблюдение и т.д.)

10.Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы

ДОУ:…

11.Этапы управления проектом

12.Содержание проектной деятельности.

Этапы проектной деятельности.

Первый этап.

Алгоритм действий.

1.интригующее начало, отвечающее потребностям детей,

обозначение взрослым проблемы.

2.определение взрослым цели проекта, его мотивация.

3.привлечение детей к участию в планировании деятельности и

реализации намеченного плана.

4.совместное достижение взрослых и детей к результату.

5.совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Второй этап.

Алгоритм действий.

1.выделение (взрослыми и детьми) проблемы, отвечающей

потребностям детей или обеих сторон.

2. совместное определение цели проекта, предстоящей

деятельности, прогнозирование результата.

3.планирование деятельности детьми при незначительной помощи

взрослых, опережение средств и способов реализации проекта.

4.выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь

взрослых.

5.обсуждение результатов, хода работы, действий каждого,

выяснение причин успехов и неудач.

6.совместно с детьми определение перспектив проектирования.

Третий этап.

Алгоритм действий.

1.выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей

потребностям детей или обеих сторон.

2.самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива

предстоящей деятельности, прогнозирования результата.

3.планирование деятельности детьми (при возможном участии

взрослого как партнера), определение средств реализации

проекта.

4.выполнение детьми проекта, творческие споры. Достижение

договоренности, взаимообучение, помощь детей друг другу.

5.обсуждение результата хода работы, действий каждого,

выяснение причин успехов и неудач.

6.определение перспективы развития проектирования.

8 ноября 2016 в 08:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.